Какие большие фиолетовые колокольчики! В конце весны весь тротуар усыпан ими: цветет жакаранда или палисандровое дерево. Те, кто приехал в Израиль из Южной Америки, верно, радуются вдвойне, ведь жакаранда родом оттуда. До сих пор не могу привыкнуть, что в Израиле всегда что-нибудь цветет: на городских улицах пылают красными цветами огненные деревья, радует глаз малиновая бугенвилия, притягивают к себе взор роскошные розовые олеандры и десятки других экзотов из разных стран мира.
У детей светятся лица: они едут на роликах и велосипедах по проезжей части. Долой правила дорожного движения, долой вообще правила! Будем кататься, пока хватит сил.
Сказать, что я была поражена, это ничего не сказать: толпы светских детей в праздничных белых одеждах беззаботно веселятся, а взрослые жмутся к краю тротуара. Раз в году в Судный день или Йом Кипур еврейским детям разрешено больше, чем обычно. Некоторые катаются на роликах, велосипедах и скейтбордах даже по скоростному шоссе!
Просто в Судный день страна замирает: Йом Кипур считается днем окончательного решения судьбы человека в наступающем году. В Судный день взрослые люди не пьют и не едят, не работают и не садятся за руль. Даже те, кто обычно не соблюдает религиозные законы, уважают Йом Кипур: в этот день многие постятся и ходят в синагогу.
На тарелке – ломти белой булки с сыром и шоколадной пастой. Неужели это обед? Когда я увидела, что едят дети в городском детском саду, сначала не поверила своим глазам. А где суп и второе? Еду и бутылки с водой малыши приносят из дома. Горячее питание в Израиле принято только в некоторых частных садиках.
Если в городском парке или сквере помечают территорию, натягивая нитки с шариками между деревьев, значит, скоро придется надевать беруши или уносить ноги. Надвигается день рождения. Включат динамики, клоун в шароварах и ярком парике возьмет микрофон и начнет развлекать минимум 40-50 детей. Меньше на день рождения обычно не приглашают. В обязательной программе – конкурсы, песня для именинника и угощение, которое представляет собой шипучку и горы сладкого фаст-фуда.
Когда на улице плюс 20 градусов по Цельсию, кто ходит в длинных сапогах с меховой опушкой, солнцезащитных очках и открытом топе? Правильный ответ: израильская модница. Некоторые девушки не могут смириться с тем, что местная зима слишком короткая, и облачаются в сапоги, сексуально облегающие ноги, даже в жару.
Захожу в лес, а там через каждые несколько метров – мемориальная табличка «роща имени такого-то». Судя по количеству табличек, жертвующих деньги на посадку деревьев в Израиле, не счесть. Радует факт, что в стране посажено 250 миллионов деревьев, шесть процентов территории страны – это рукотворные леса. А ведь когда-то Марк Твен, путешествуя в наших краях, посетовал «Безрадостная, угрюмая и скорбная земля». Кстати, среди развитых стран – Израиль одно из немногих государств, где в XX веке площадь лесов не только не уменьшилась, но и существенно увеличилась.
Фото жакаранды взято из Интернета