На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Швеция с аборигенами

 

Хорошо, когда есть друзья. А еще лучше, когда они живут в другой стране и к ним можно ездить в гости, вместе путешествовать, делиться друг с другом впечатлениями и пытаться проникнуть в суть вещей. Хорошо, когда друзья потом едут к вам в гости и вы продолжаете разговор, начатый несколько месяцев назад.

...Интересный дизайн в шведском магазине модной одежды: вместо полок … стволы берез. На ветках деревьев висят вешалки с платьями, слышится пение птиц, пахнет лесом. В центре зала детской одежды – большая скамья из грубо сколоченных досок, поставленная явно для красоты, а не для удобства: сядешь на скамейку и окажешься в зацепках.

Про магазин вспомнила не случайно. По-моему, он витрина шведских ценностей: любовь к лесу воспитывают здесь с младых ногтей.

         Швеция – страна леса и воды: летишь на самолете, а под тобой бескрайние зеленые просторы и блюдечки озер – их тут сто(!) тысяч. После «лысой» Австрии, где мы делали пересадку, впечатляет.

 

 

В Швеции есть ощущение  простора. Не зря она занимает пятое место по площади среди стран Европы и первое место по количеству лесов, а жителей здесь всего девять миллионов.

За две недели отпуска мы с нашими друзьями намотали по отличным местным дорогам тысячи километров. Проводили часы в пути, переезжая от одного красивого места к другому, и заодно убегали от дождей: лучший шведский месяц июль не радовал солнцем. После маленького Израиля в диковинку такие расстояния – едешь по трассе, а по обе стороны дороги густой лес. Причем лес огорожен сеткой, она защищает животных и людей друг от друга. К примеру, автомобилистов от внезапной встречи с лосем. 

           В лосином сафари

Кроме бережного отношения к природе сразу бросилось в глаза, как трепетно относятся шведы к старине, традиционным ремеслам.      В туристических магазинах предлагают вещи практичные и красивые: льняные изделия, тарелки и вазы местных стеклодувов, сваренное вручную мыло и сделанную вручную бумагу, стучащий хлеб – традиционный сухой хлеб, напоминающий по вкусу крекеры. А еще варенья и соленья, тканые коврики, сваленные из шерсти игрушки, деревянные ножи для масла.

Тролли

Стучащий хлеб

В одном бутике меня особо впечатлили ключницы – доски, тронутые временем, с вбитыми в них гвоздиками. Очевидно, в Швеции есть люди, понимающие толк в таких вещах: ключницы из столетних досок не каждому по карману.

           Сувенирные магазинчики рассчитаны в основном на своих, внутренних туристов: кроме немцев и соседей-датчан гостей мы не наблюдали. Что примечательно, в провинциальных музеях информация только на шведском и немецком. На английском языке практически все надписи запретительного характера – «не трогать», «не ломать». Возможно, в столице дело обстоит иначе.

              Кажется, шведам нет равных в создании милых мелочей для дома. Каждая скатерка, подсвечник или газетница – стоят внушительно. Но местные жители, похоже, готовы на значительные траты ради уюта.

Гуляя по улочкам Улрисехамна, 700-летнего городка на берегу озера, где мы жили, я примечала  детали быта, благо заборов около частных домов нет. С любопытством рассматривала сердца из веток на входных дверях, гномиков и мельницы в садиках, изящные металлические скамейки с рисунком, похожим на листья папоротника. А еще роскошные вазоны и клумбы с цветами у домов, аккуратно подстриженные кустарники, ярко-зеленые лужайки, по которым иногда пробегают зайцы и ежи. Сама видела!

Примечательно, что шведы, как правило, не зашторивают окна. И ставят на подоконники маленькие светильники, так что весь дом как на ладони.

У этих светильников своя история. В бедной-пребедной стране – Швеция разбогатела  после Второй Мировой войны – на фонари не хватало денег. Только свечки и лампы на подоконниках освещали странникам путь.

Есть и другая версия происхождения светильников. В Швеции много месяцев темно и сыро: зимний день короток, вплоть до января хлещут дожди. Огонек лампы поднимает настроение: не зря врачи рекомендуют лечить осеннее уныние под электрической лампой.

         Когда я стала восторгаться шведской чистотой и порядком, Елена, у которой мы гостили, усмехнулась:

­– Видела бы ты арабские кварталы в Гётеборге!

Она часто ездила на автобусе через мусульманские районы этого второго по величине города страны и наблюдала, как рабочие муниципалитета без конца ремонтируют одну и ту же остановку, чинят фонтан и высаживают цветы на клумбе – их вырывали с корнем. Наконец, даже шведскому терпению, о котором слагают легенды, пришел конец. Фонтан шведы отключили, цветы на клумбе заменили камешками, а когда и те выкинули, собрали камешки и приклеили их намертво. Остановку оставили как есть, с выбитыми стеклами, прикрепив объявление «Из-за вандализма больше не ремонтируем».

Вот и плата за либерализм и гражданское общество. Швеция до недавнего времени давала кров всем беженцам, способным доказать, что они подвергались гонениям и лишениям. А теперь приходится уживаться с людьми совершенно иной ментальности и культуры: ныне каждый пятый житель Швеции имеет иностранное происхождение.

Модница

Но и плюсы от приезда эмигрантов тоже есть. Возможно, именно количество детей в арабских семьях вкупе с социальной поддержкой государства вынудило коренных жителей больше рожать. Сейчас во многих шведских семьях по трое детей.

         Что характерно, жить по соседству с эмигрантами-мусульманами шведы не хотят. Существует негласное правило: арабам в шведских кварталах жилье не продавать. Кроме бытовых проблем это может отразиться на цене недвижимости в районе.

Но при личном общении шведы не покажут неприязни к чужым. По словам Елены, национальные черты шведов – терпимость и бесконфликтность. Порой доходит до курьезов. В новостях передавали, как грабитель с игрушечным автоматом в два счета справился с вооруженным до зубов инкассатором. Тот ни секунды не сопротивлялся злоумышленнику, ведь жизнь дороже, в результате банк потерял всю выручку. И это не единственный подобный случай!

Во время Мировых войн шведы поддерживали нейтралитет. В итоге они хорошо заработали и на военных заказах, и на восстановлении Европы.

Сейчас в богатой Швеции один из самых высоких уровней жизни в мире, о шведской системе социальной поддержки слышали многие. С другой стороны, долговременные последствия сытой жизни могут серьезно аукнуться.

Все больше молодых шведов безынициативны, не желают учиться, вообще ничего не хотят в жизни. А о чём им мечтать, когда и так всё есть?

Достаточно освоить профессию кассира или выучиться на курсах уборщиков  и получить на службе постоянство, как все проблемы решены. В Швеции особо не гонятся за статусом и не морщат нос, узнав, что человек занят мойкой туалетов. Обладателям постоянной работы дают кредиты в банке на покупку дома или квартиры и проч. В случае если человека в штат не берут и банки не дают ссуд, ему помогают социальные службы. Они доплачивают семьям на съем жилья и расходы на детей.

Сын нашей знакомой после выпуска в школе тоже не знал, куда податься, и устроился на конвейерное производство. Через год не выдержал рутины и твердо решил поступать на факультет туризма. Учеба в шведских вузах бесплатная, за небольшим исключением это касается и иностранцев. Студенты оплачивают только общежитие и учебники, а поскольку сын знакомой – человек экономный, заработанные деньги он собирается растянуть на два года проживания в университетском общежитии.

Но таких, как он, в Швеции немного, вузовская учеба здесь удел избранных.

      Раз молодежь не стремится в университеты, отставание на рынке, особенно в сфере высоких технологий, может стать реальностью. Уже сейчас в Швеции – дефицит инженеров, врачей узкой специализации, химиков, физиков, многие вакансии заняты иностранцами. Пока высококлассным специалистам в Швеции комфортно, но кто гарантирует, что завтра они не уедут в страну с большими возможностями? И брешь быстро не заделаешь: подготовка своих кадров займет годы.

Впрочем, оптимисты не слушают пессимистов, они уверены: в стране, где вручают Нобелевскую премию, где изобрели паровую турбину, шарикоподшипник, безопасные спички и множество других революционных новшеств, всегда будут светлые головы. На весь мир прославился швед Никлас Зеннстр, один из создателей Скайпа. Четыре года назад вместе с датчанином Янусом Фриисом они продали свой сервис за 2,6 млрд долларов.

Так что пока все в порядке. Шведские бренды известны в мире: автомобили «Вольво» и «Сааб», упаковка «Тетра пак», концерн «Икеа» и другие. А кто не слышал про группу «Абба»?

Кстати, об «Аббе» мы говорили в супермаркете у полок с банками с селедкой. Воистину шведская практичность: заработав капитал на волне мирового успеха, группа вложила свои деньги в рыбный завод. И теперь на полках супермаркета стоят ряды баночек с вкусной селедкой под названием «Абба». 

Если уж речь зашла о еде, то скажу не лукавя – шведы мастера готовить рыбу, а по поводу остального... Местная еда сытная, калорийная, но к изыскам кулинарии не относится. Типичный представитель шведского общепита – мясные шарики с картошкой.

Большие пакеты замороженных шариков из фарша покупают в супермаркетах. Там же в виде колбас – в упаковках точь-в-точь, как у вареной колбасы – продают варенье, готовую рисовую кашу и гороховый суп.

Поразило, что шведы практически не ходят в лес по ягоды-грибы. Кроме шампиньонов и лисичек грибов не признают! Так что эмигрантам из России в скандинавской стране раздолье – в урожайные годы белые хоть косой коси.

Оставим грибы – зато шведы знают толк в выпивке. Накануне выходных за спиртным всегда стоят длинные очереди в кассу. Кстати, горячительное в Швеции дорогое, и продают его только в специальных  государственных магазинах.  

«Нетрудно догадаться, почему местные жители издавна тяготеют к крепким спиртным напиткам», – подумалось мне, когда мы попали в 700-летний замок, принадлежавший графам.

Что было делать даже знатным особам, не говоря о простолюдинах, как не пить? Представьте: зимний день, за окном серо, в каменном замке с толстенными стенами до того холодно, что дрожь берет, а как скучно! Из всех веселий – целыми днями есть до рвоты да поднимать бокалы в напряженном ожидании атаки врагов, соседей-датчан.

Кстати, на случай внезапного нападения принимались особые меры. Мальчиков знатного рода одевали как девочек вплоть до 10-11-летнего возраста, чтобы враги, проникнув внутрь замка, не принялись сразу истреблять будущих воинов.

Это не девочка

Жизнью мужчин в средние века дорожили. Мне запомнился один факт: в церкви у окон, то есть в самом незащищенном месте, сидели исключительно прекрасные дамы. Если в них полетят стрелы, мужчины успеют схватить оружие и приготовиться к встрече с противником.  

       Суровый климат и враги – это еще полбеды, вспомним про смертельные болезни. Можно спиться со страху! Согласно легенде, рассказанной нам в замке, папа-граф так боялся свиного гриппа, извините, – чумы, что решил замуровать свою дочь в стене замка. Девушка вернулась из путешествия и стала красочно рассказывать отцу, как свирепствует в тех местах болезнь. От страха, что дочь тоже может быть заражена чумой, отец распорядился замуровать ее в стене живьем. Мучительной была смерть девушки – она угасала без еды и питья, а после обратилась в призрака, зовущего по ночам на помощь.

Говорят, легенда родилась не на пустом месте. Ученые проводили рентгеновское исследование стен замка. В одной из стен они нашли пустоты и останки замурованного человека.

… Эх, что мы все о грустном? Шведские музеи – это по-настоящему весело, особенно для детей. Здесь можно облачиться в наряд принцессы или воина, покрутиться перед зеркалом в средневековой крестьянской одежде. Сфотографироваться на память, а после поиграть в историческую игру на компьютере.

Поразило, сколько семей с детьми проводят время в музеях. Причем, дети не мешают другим посетителям, им есть, чем заняться. Наблюдала, как они прядут шерсть, столярничают, пишут пером. В музее первобытного человека под открытым небом желающие стреляют из лука, делают наконечники для стрел, мастерят украшения.

Мы с удовольствием посидели у костра, попробовали кислый морс из лесных ягод – сахара ведь у древнего человека не было. Понаблюдали, как лихо управляются с лодкой, выдолбленной из бревна, немецкие туристы. А потом пошел сильный дождь, и мы укрывались в жилищах каменного и бронзового века. Шум дождя, полумрак, ребенок ползает по шкуре... Кажется, это останется одним из самых сильных впечатлений от поездки.

А еще шведка на скамейке, которая сидела на берегу океана. Мы поехали на каменистый остров близ Гётеборга и там, недалеко от маяка, я увидела ее. Она не была красавицей, но я любовалась ее застывшим силуэтом – покатыми плечами, крупной, статной фигурой. Настолько гармонично она вписалась в пейзаж, что захотелось сразу взять холст и масло.

Подумала, когда напишу картину, назову ее просто – Швеция.

 

 

наверх